Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
Исторические личности [36]
Люди искусства [11]
Наши современники [1]
Астраханские писатели и поэты [21]
Марков А. [11]
Знаменитости на астраханской земле [4]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Персоналии » Исторические личности

Купцы Сапожниковы

О купцах Сапожниковых

Отец Александра (героя рассказа Ю.Гречиховой), Петр Семенович Сапожников родился в небольшом селе Малыковка (г. Вольск). Именно здесь был казнен по приказу Екатерины II его отец – Семен Сапожников, крестьянин, возглавивший бунт в поддержку Емельяна Пугачева. Причем, казнью руководил будущий известный придворный поэт Гавриил Державин, находящийся на тот момент на службе у императрицы в чине поручика. Казнив бунтовщика, милостливая императрица дала возможность его сыну не отвечать за грехи отца. Выучившийся грамоте, сметливый юноша занялся в родном городе Вольске предпринимательством.

В начале XIX века Петр Сапожников переехал в Астрахань и довольно скоро стал успешным рыбопромышленников. Здесь, став купцом, он зажил на широкую ногу. Начал собирать коллекцию картин, занимался меценатством. Наряду со многими заслугами Петра Семеновича перед Астраханью известно, что в 1818 году он пожертвовал здешнему Успенскому кафедральному собору серебряные царские врата, специально заказанные петербургским мастерам… За заслуги перед городом портрет П.С. Сапожникова был помещен в ризнице Успенского собора.

По стопам отца пошел и его сын – Александр, самый известный из рода из рода Сапожниковых. Он успешно развивал и множил рыбные промыслы на Каспийском море, имел до десятка собственных пароходов. «Купец – добытчик, богач, энергичный стяжатель денег», как называли его современники, он не чуждался романтики чувств и всю душу вложил в заложенный им сад.

В 1831 году Александр Петрович внес на строительство в г.Вольске Покровского собора около 80 тыс. рублей (для примера, буханка хлеба тогда стоила 3 копейки, а зарплата квалифицированного рабочего составляла 10-12 рублей в месяц). Деньги жертвовал Сапожников не без умысла, с условием, что собор будет построен на месте казни деда. Позже купец Александр Петрович Сапожников разбил в Вольске замечательный сад, в оранжереях которого росли лимоны и апельсины, редкие деревья, в кадках выносились на лето пальмы. При входе в парк располагался музыкальный павильон и ресторан. Сад был построен для горожан и стал одним из первых общественных садов в России, наряду с саратовскими «Липками». Этот сад в Вольске существует до сих пор и является достоянием города и любимым местом гуляния горожан.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, "БРАТЬЯ САПОЖНИКОВЫ”!
Астраханская губернская библиотека
Каждую новую книгу Александра Маркова читаешь не просто с интересом, а с восхищением перед его литературным и историческим подвижничеством.

Это Александр Марков вернул имя почетного гражданина Астрахани Ивана Андреевича Варвация не только нам, но и его родине - Греции, дополнив славную биографию его боевых и трудовых подвигов благодетельными деяниями в нашем городе и Таганроге в годы его российского подданства. Великолепная колокольня в знаменитом Астраханском кремле, Варвациевский канал, прорытый по желанию Великого Петра I, - вот доныне живая память его добрых дел. А судьба героя Греции полно и ярко предстает в замечательной книге Маркова "Варвакис”.

Это Марков первым познакомил своих земляков с удивительной личностью ученого-энциклопедиста, первого русского историка Василия Никитича Татищева в своей книге "Тайный советник”, а нам, астраханцам, еще и повезло, что именно Татищев был в 1741-45 годах астраханским губернатором, и его научное наследие до сих пор вызывает интерес всего ученого мира. Именно в Астрахани он начал писать свою "Историю государства Российского”, и астраханские архивы хранят еще нераскрытые тайнописи его служебной переписки.

О чем бы ни писал Александр Марков, он обязательно обращается к людям, возвращая нам удивительные судьбы наших земляков. Вот и в недавно вышедшей книге "Астраханские иконы”, потрясающем авторском исследовании духовного пласта нашей истории, Александр Сергеевич извлекает на свет из глубины времен имена талантливых астраханских иконописцев и тем самым дарит им благодарную вечность.

Но Марков дарит и новые открытия. У астраханцев старшего поколения фамилия Сапожниковы еще, пожалуй, на слуху, в памяти, но с навязанным идеологическим стереотипом советского периода, почти по Маршаку: "владелец заводов, газет, пароходов”, а Сапожниковы к тому же владели и рыбными промыслами, винными погребами и т.д. В новой книге "Братья Сапожниковы”, вышедшей весной в серии "Астраханская губернская библиотека”, Александр Марков прослеживает судьбу нескольких поколений династии, прославившей губернию вплоть до рокового семнадцатого года минувшего столетия. Ее чтение увлекательнее любого модного бестселлера, потому что автор проделал большую исследовательскую работу, собирая по крупицам в архивных фондах и библиотечном океане книг факт за фактом, уточняя, выверяя и сопоставляя степень родства, истоки фамилии, энергетику характеров, скрытую, казалось бы, завесой времени. Редко кто из нас, сегодняшних, знает историю своей семьи, своего рода далее трех поколений, а Марков с присущей ему скрупулезностью восстанавливает истоки неистового трудолюбия и благодетельную цепь добродеяний и поступков Сапожниковых, выбившихся "в люди” из простой крестьянской семьи.

"Портрет П.С. Сапожникова” кисти крепостного художника Николая Аргунова, копия которого находится в Астраханской картинной галерее, становится отправной точкой, той нитью Ариадны, которая увела писателя в семидесятые годы восемнадцатого века, когда отец Петра Сапожникова, крестьянин-старовер из саратовской деревеньки Малыковка, был повешен на сельской площади за участие в пугачевском бунте. Однако тесен мир! О расправе сообщает не кто иной как поручик царской армии Гавриил Державин, будущий российский поэт, отряд которого был отправлен на подавление мятежа. Но Марков не был бы Марковым, если бы ограничился только непреложностью факта.

Ему повезло, а может, потому и везет, что он сам грузит и везет этот умножающийся исторический воз событий, фактов, лиц, - и, будучи еще тогда в Ленинграде, Марков встречается с Г.А. Шретер, внучкой М.А. Сапожниковой-Бенуа, которая не только знакомит его с семейным преданием, записанным ее матерью, но и дарит копию рукописи. А в ней – несколько иная версия изложенного выше факта. Когда во время пугачевского бунта в Малыковку вошел отряд Державина, командир приказал доставить старосту и сельскую казну. Старостой был Семен Сапожников, а казну сразу не нашли, и старосту повесили. Приказ был выполнен мгновенно. Но вскоре казна нашлась, а старосту уже похоронили на старообрядческом кладбище. Позже внуки Сапожникова построили на этом месте церковь, а ранее была возведена часовня.

Петру Сапожникову в то время было двенадцать лет. Я берегу время читателей и газетную площадь, чтобы не повторять вслед за автором путь становления крестьянского мальчика из сельца Малыковка. Уверена, что каждый, кто раскроет книгу "Братья Сапожниковы”, не оторвется от чтения, потому что автору удалось воссоздать колоритные фигуры, яркие личности этого семейства, прославившегося в Вольске, потом в Астрахани и в Санкт-Петербурге недюжинной энергией и предпринимательским талантом, щедрой благотворительностью и беспримерным усердием на благо города и горожан.

Знаете ли вы, что по заказу Петра Семеновича Сапожникова в 1818 году в Петербурге были искусно исполнены серебряные царские врата весом в 32 пуда для нашего Успенского собора, а еще раньше, в 1812 году, на его же средства сделаны под мрамор стены и столпы верхнего этажа в соборе, которым восхищался еще Петр Великий. Это еще не говоря о безвозмездной услуге государству по провозу провианта к действующим в Персии русским войскам, за что был награжден золотой медалью с бриллиантами. А большие денежные пожертвования по предотвращению эпидемии чумы в Астрахани. А помощь русской армии во время нашествия Наполеона. Петр Сапожников был патриотом России, как и герой Чесменской битвы Иван Андреевич Варваций, с которым вместе вели дела и торговые операции, вместе участвовали в благотворительности, если так скромно можно назвать их огромный вклад в украшение города.

А книга, собственно, о детях Петра Семеновича – Александре и Алексее Сапожниковых, достойных своего отца, и втором поколении братьев - Александре Александровиче и Алексее Александровиче. В оглавление книги вынесено, кстати, название 60-сильного буксирного парохода "Братья Сапожниковы”, возившего по Волге караваны с рыбной продукцией.

Вот только названия некоторых глав: "Александр Сапожников и декабристы”, "Собрание картин Александра Сапожникова”, "Сапожниковы и Шевченко”, "Каспийские экспедиции Карла Бэра”, "Царь-освободитель на Житном промысле”, "Из книжного собрания Сапожниковых”, "Высокие гости на Оранжерейном промысле Сапожниковых”, "Мадонна Бенуа”. Как не напомнить, что это та самая "Мадонна с цветком” Леонардо да Винчи, изображением которой открывается почти каждый красочный альбом Эрмитажа. Картину дочь Александра Александровича Сапожникова получила в дар от отца вместе с другими свадебными подарками. Об истории и легендах ее приобретения, о подтверждении авторства и обо всех перипетиях ее появления в коллекции Эрмитажа в авторском исследовании Маркова рассказывается увлекательно и до деталей точно. Мария Александровна уступила картину за 150 тысяч рублей Эрмитажу вместо 187 тысяч, которые предложил английский антиквар Дювин. Согласие на приобретение "Мадонны с цветком” ("Мадонны Бенуа”) дал Николай II, а сумма должна была выплачиваться владелице из рода Сапожниковых в течение десяти лет, но все же она предпочла Россию, поскольку была "очень русской и большой патриоткой”. В январе 1914 года полотно Леонардо поступило в Эрмитаж, а в декабре 1918 года Велимир Хлебников в своей статье "Астраханская Джиоконда”, опубликованной в газете "Красный воин”, задает риторический вопрос: "Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани? Если да – то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани "Мадонну” - не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу?”

Но ось времени уже надломилась. Последнего управляющего Оранжереинским промыслом Сапожниковых Василия Корнеева застрелили бандиты в 1922 году прямо в его кабинете. Владелица бесценного полотна Мария Александровна Сапожникова скончалась в 1938 году в Германии у дочери Ольги на руках, ее муж, Леонтий Николаевич Бенуа, в двадцатом году был арестован и просидел несколько месяцев в тюрьме - "по недоразумению”, как ему потом сказали, он был ректором Академии художеств.

Поражает, какой огромный материал привлек Александр Марков, сколько лет он собирал и накапливал факт за фактом, пока не стал с каждым из персонажей на "Вы” (на "ты” не позволяет воспитание). При этом каждый эпизод подкреплен архивными документами, редкими литературными источниками современников, частной перепиской. А какую переписку ведет сам автор!

Книга "Братья Сапожниковы” богато иллюстрирована. Черно-белые и цветные фотоизображения, собранные автором, дополняют удивительное повествование об этой астраханской династии.

Открыта еще одна малоизвестная глава в исторических хрониках Астрахани – через судьбы нескольких поколений Сапожниковых. И труд автора – почетного гражданина Астрахани Александра Сергеевича Маркова, без сомнения, достоин самой высокой оценки. В канун 450-летия города Марковым в соавторстве с Сергеем Львовым в серии "Астраханская губернская библиотека” издана другая замечательная книга - "Астрахань на старинных открытках”. Она как окно в город минувших веков. Его уже не вернуть, но будем помнить и любить.

Н. КУЛИКОВА 
 05.09  Волга: №132 (25415)                http://www.volgaru.ru/

---
Сапожников Александр Петрович (1788 - 1827). Сын П.С. Сапожникова, родоначальника знаменитой торговой фирмы астраханских купцов, владелец известной картинной галереи, в которой находилась и знаменитая «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. Друг декабристов В.И. Штейнгейля, Г.С. Батенкова, знакомый К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева. Принимал участие в собраниях декабристов накануне восстания.


САПОЖНИКОВ, Александр Александрович (1828-1887) - астраханский рыбопромышленник-миллионер, купец первой гильдии, коллекционер.

Компания "Братья Сапожниковы" возникла в 1819 г. и в середине XIX века владела 42 тысячами десятин земли, 12 крупными рыбными промыслами, 8 пароходами, 12 баржами и многим другим. Годовой оборот ее составлял 9 миллионов рублей. На компанию работали св ыше 11 тысяч рабочих (только постоянных).

Шевченко знавал Сапожникова еще в начале 40-х годов, в Петербурге, когда учился в Академии художеств, а юный Александр, сын богатея-мецената, брал у него уроки живописи. "... 16 августа (1857 г., в Астрахани - Л. Б.) я возобновил старое знакомство с Ал ександром Александровичем. Это уже был не шалун-школьник в детской курточке, которого я видел в последний раз в 1842 году. Это уже был мужчина, муж и, наконец, отец прекрасного дитяти. А сверх всего этого, я встретил в нем простого, высокоблагороднейшего , доброго человека". (V, 108).

Сапожников упоминается во многих записях Дневника. (V, 98, 104, 110, 112, 113, 115, 116, 118, 128-130, 133, 138, 139, 214, 236). Кстати, последняя из этих записей, сделанная 4 мая 1858, вносит существенную поправку в характеристику Сапожникова как "пр остого человека"; когда Шевченко, уже в Петербурге, пришел к нему, то не был принят "по случаю скорого обеда".

О Сапожникове говорится в некоторых письмах поэта. (VI, 176, 179, 182). Об отношениях между ними мы знаем также по воспоминаниям И.П.Клопотовского (В.Кларк. "Тарас Григорьевич Шевченко в Астрахани", "Русская старина", 1896, кн.3, стр.655-658).

Однако, говоря о знакомстве Шевченко с Сапожниковым, исследователи упускают одно немаловажное обстоятельство (им и вызвано упоминание Сапожникова среди тех, кто составлял окружение поэта периода оренбургской неволи).

Уже в один из первых дней пребывания своего в Астрахани, увидев табличку: "дом Сапожникова", Шевченко не только не удивился, но и записал: "Не будь Александр Александрович Сапожников бриллиантовою звездою астраханского горизонта и безмездным (даровым, ничем не вознаграждаемым - Л. Б.) астраханским метрдотелем, я зашел бы к нему, как старому знакомому, но эти великолепные его недостатки меня остановили". (V, 98).

Откуда эти сведения - и о том, что Сапожников тот самый "старый знакомый", и - тем более - что он "безмездный метрдотель"? Такие сведения Шевченко получил либо от К.М.Бэра, либо от других участников его экспедиции. "В доме купцов Сапожниковых... наход илась "штабс-квартира" экспедиции в течение 2 лет, до июня 1855 г., когда дом Сапожниковых сгорел". (М.Соловьев. "Бэр на Каспии", стр.43). Экспедиция располагалась здесь именно "безмездно", щедрейшие угощения Сапожникова нашли отражение даже в дневниковых записях Бэра. (Цитируются в той же книге Солов ьева).

Как можно предположить, уже во время первого посещения Мангышлака, в 1853, академик и его спутники рассказали Шевченко о своем астраханском "хозяине"; через них же о местопребывании известного ему поэта и художни ка мог узнать по возвращении экспедиции А.А.Сапожников. Подобный обмен сведениями продолжался в течение ряда лет.

Никаких данных о личном общеннии Шевченко и Сапожникова в эти годы, хотя бы посредством их переписки (равно как и о материальной поддержке со стороны Сапожникова, которая могла быть весьма кстати), в нашем распоряжении нет. Таких связей, скорее всего, не было. Но, выезжая в Астрахань, Т. Шевченко о Сапожникове несомненно знал и на помощь его мог рассчитывать. Воспользоваться помощью богача сразу по приезде из Новопетровского укрепелния не позволило чувство гордости; он принял ее лишь после того, как е го разыскал сам Сапожников. Их общение было особенно тесным на пароходе "Князь Пожарский".

САПОЖНИКОВА, Нина Александровна (1838-1898) - жена А.А.Сапожникова.

Дочь управляющего Астраханской казенной палатой А.П.Козаченко, совсем молодая женщина, которой шел двадцатый год, она снискала симпатию Т. Шевченко как "милая хозяйка" во время путешествия по Волге. На страницах Дневника поэт отмечал "дружескую простоту", "милую наивность" и другие черты характера Сапожниковой. (V, 108, 110, 127, 128). Последняя их встреча состоялась в Нижнем Новгороде, перед отъездом Сапожниковых в Москву. (V, 138).

Сапожникова, на много лет пережив своего мужа, сохранила ряд семейных реликвий, имевших прямое отношение к Т. Шевченко, в том числе выполненные им портреты. (Х, лл.3, 6, 11, 12).


Читайте на сайтах:   

О вкладе П. Сапожникова в строительство Успенского кафедрального собора г. Астрахани -http://forum.astrakhan.ru/lofiversion/index.php?t69769.html
Категория: Исторические личности | Добавил: Дмитриева (09.01.2009)
Просмотров: 7092 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024