Меню сайта | |
Наш опрос
На сайте сейчас:
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
Степан Разин в Астрахани
В 1667 году Разин возглавил поход казацкой "голытьбы" "за зипунами" на Волгу, реку Яик и Каспийское море. Выйдя к Волге, и начав грабить дорогие заморские суда, нагруженные бесценными заморскими товарами, Степан Разин делил добычу между своими казаками и теми крестьянами, которые присоединялись к его войску. Летом 1669 года разинские суда подошли к Астрахани.
Степан Разин. Картина Сурикова Уставшие и голодные, но нагруженные добром, возвращались казаки из Персидского похода. Любой ценой стремились они попасть на родной Дон. Астраханская крепость была одэой из лучшнХ в Европе. Иностранные мастера говорили, что устоит она против любой армии. Каменный кремль: десять башен, за ними Белый город с каменными стенами до десяти сажен в высоту, за ним земляной вал с деревянной стеной на нем. У вала - глубокий ров. На трех крепостных стенах стояло пятьсот пушек! И вдруг астраханцы открыли городские ворота и впустили казаков. Народ открыто приветствовал атамана. Залп пушек с первого русского корабля «Орел», стоявшего в Астрахани, прогремел в честь проходивших мимо разинских стругов. Астраханские воеводы Прозоровский И.С. и Львов С.И., боясь мятежа, заключили с атаманом соглашение, по которому Разин должен был сдать им знамена, пушки и пленных, а также передать служилых людей, присоединившихся к разинскому отряду. За это воеводы обещали пропустить Разина на Дон. Степан Разин находился в Астрахани две недели. За это время он привлек на свою сторону низы астраханского населения. Жителей Астрахани Разин "приводил к кресту" - то есть присягали ему астраханцы, чтобы "за великого государя стоять" и Разину "служить". И чтоб ни у кого не возникло сомнений в верности Степана Разина государю и церкви, Разин посадил на свои струги псевдоцаревича Алексея Алексеевича и псевдопатриарха Никона, имена их вписывались в предестные грамоты... Сопровождаемый толпами народа, Степан Разин часто ходил по улицам города, разбрасывая золотые дукаты. А его казаки на площадях, улицах, в кабаках и на базарах за бесценок отдавали дорогостоящую добычу – восточные ткани, дорогую посуду, ценные украшения. Даже знатные не могли подчас устоять перед дарами, которые щедро раздавали астраханцам разинские казаки. Сам Прозоровский не утерпел и выпросил у атамана огромной цены соболью шубу. Молва гласит, что Разин, нехотя отдавая воеводе шубу, обронил ему: «возьми шубу, да не было б шуму!». (Факт этот настолько известен, что царь Алексей Михайлович велел спросить об этом во время допроса Разина летом 1671 года). «они уступали вещи так дешево, что можно было иметь большую прибыль». Взятие Астрахани Степаном Разиным. В начале сентября 1669 года Степан Разин с казаками пошел на веслах вверх по Волге к Царицыну. Весной 1670 года Царицын был взят. Оставив в городе 500 донских казаков, Разин снова отправился в Астрахань. В конце мая 1670 года, когда стало известно о падении Царицына, астраханские стрельцы стали открыто выражать недовольство своим положением. Астраханский воевода Прозоровский, стремясь задобрить стрельцов, выплатил причитающееся им жалованье и начал в спешке укреплять город, готовясь к отражению штурма разинцев, подходивших 19 июня 1670 года к городу. Разинцы были уверены в успешном исходе, так как знали о настроении населения, готового сдать город. Для переговоров о сдаче города к воеводе были направлены два парламентера: Василий Гаврилов и дворовой Вавила. Однако переговоры не состоялись: воевода схватил парламентеров и круто с ними расправился. «Воевода разорвал письмо, не дочитав его, и тотчас же приказал обезглавить обоих депутатов». (Д. Бутлер). Разиным было принято решение о штурме Астрахани.
Еще накануне взятия Астрахани произнес Разин свои знаменитые слова, в которых просто и ясно изложил идею своего движения, идею свободы. «За дело, братцы! – говорил он. – Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать вам всем свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны».
Поход Разина на Волгу (отрывок) Вниз по матушке по Волге, По широкому раздолью Подымалася погода, Погодушка верховая. Ничего в волнах не видно, Только лодочка чернеет.... На ней паруса белеют На гребцах шапки краснеют,
Кушаки на них алеют. На корме сидит хозяин, Степан Разин разудалый. Наш хозяин во наряде, В алом бархатном кафтане.
В ночь на 22 июня в самой Астрахани началось восстание. Жители помогли казакам проникнуть в город: «Астраханские же изменники тех воров на городские стены принимать стали». (П. Золотарев). Восстание внутри города разгорелось молниеносно, и вскоре, как сообщает один очевидец происходящего, П. Золотарев, астраханцы «дворян и сотников и боярских людей и пушкарей начали рубить в городе прежде казаков сами». Восставшие завладели Земляным и Белым городами. Со стен Житного двора, примыкавшего к Житной башне кремля, разинцы проникли в кремль. Местное управление, в том числе воевода Прозоровский, были сброшены с высокой многоярусной башни, стоявшей посередине кремля. «… И приговорили его сбросить с высоты башни, называемой Раскат, откуда были сброшены воевода и служивший у него подьячий. Что же касается других дворян, то одни были изрублены на части, а другие потоплены…». (Из воспоминаний очевидца – дворянина Давида Бутлера, которому чудом удалось спастись благодаря заступничеству офицера, перешедшего на сторону разинцев).
О Степане Разине и его казаках есть упоминание в русских народных песнях. Они являются свидетелями тех далеких событий. Много написано и о персидской княжне, захваченной Разиным еще во время персидского похода.
Корабли Степана Разина на Волге (Степан Разин топит персидскую княжну)
Как по Волге-реке, по широкой Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые, Казаки, ребята молодые, На корме сидит сам хозяин, Сам хозяин, грозен Стенька Разин, Перед ним красная девица, Полоненная персидская царевна. Не глядит Стенька Разин на царевну, А глядит на матушку на Волгу. Как промолвит грозен Стенька Разин: «Ой ты гой еси, Волга, мать родная! С глупых лет меня ты воспоила, В долгу ночь баюкала, качала, В волновую погоду выносила, За меня ли молодца не дремала, Казаков моих добром наделила. Что ничем тебя еще мы не дарили». Как вскочил тут грозен Стенька Разин, Подхватил персидскую царевну, В волны бросил красную девицу, Волге-матушке ею поклонился.
Народная песня
В городе восставшие сформировали народное правительство по принципу казачьего круга. Во главе его встали Василий Ус, Федор Шелудяк, Иван Терский, Иван Гладков и другие. Василий Ус призвал астраханцев «…стоять друг за друга единодушно и идти – де, вверх и побивать и выводить изменников-бояр». Как извесно, Василий Ус умер в Астрахани летом 1671 года от болезни. Атаманом был назначен Федор Шелудяк. Ему удалось повторить разинский поход, дойдя до Симбирска. Но, не получив поддержки в разрушенных губерниях, разгромленных правительственными войсками. Повстанцы были вынуждены ввернуться в Астрахань. Астрахань с ее мощными оборонительными сооружениями, располагающая большим запасом оружия и боеприпасов, превратилась в опорный пункт восставших.
Осенью 1671 года к Астрахани подошли войска воеводы И.Б. Милославского, посланного царем для подавления восстания. Два с половиной месяца осажденные защищали Астрахань. Таяли ряды защитников города, а к Милославскому подходили все новые и новые силы. Все меньше оставалось у защитников города боеприпасов, опустели продовольственные склады, начался голод. Начавшийся голод и обещания Милославского о помиловании сделали свое дело – среди повстанцев начались разногласия.
Ф. Шелудяк 20 ноября 1671 года разорвал в присутствии круга приговорную запись, в которой астраханцы клялись идти войной на Москву, на «изменников-бояр». Уничтожение приговорной записи означало, что восставшие освобождались от данной ими клятвы. Боевой дух восставших был сломлен, и 27 ноября 1671 года царские войска вошли в город. Последний оплот восстания С. Разина был взят войсками Милославского.
Спустя несколько месяцев в Астрахань прибыл князь Я.Н.Одоевский в сопровождении многочисленной свиты. Началась расправа над восставшими. В один из застенков была превращена Артиллерийская башня кремля, которая до сих пор называется Пыточной. Очевидец этих событий голландец Л. Фабрициус так описывает те мрачные дни: «Свирепствовал он до ужаса: многих повелел кого заживо четвертовать, кого заживо сжечь, кому вырезать язык из глотки, кого заживо зарыть в землю. И так поступали как с виноватыми, так и с невинными.… После такого длительного тиранства не осталось в живых никого, кроме дряхлых старух да малых детей».
Так закончилась крестьянская война, поднятая Степаном Разиным, оставившая след в истории Астраханского края.
Сохранились народные песни и в записи А.С.Пушкина:
В городе-то было во Астрахане Появился детина незнамой человек. Он щеголем по, городу похаживает, Черный бархатный кафтан наразмашечку надет, Черна шляпа пуховая на его русых кудрях. Свой персидский кушачок на правой руке несет. Он [штабным офицерам] боярам государевым не кланяется К [Губернатору] астр<аханскому> воеводе под суд нейдет Как увидел молодца [Губернатор] воевода со крыльца, Закричал [Губернатор] воевода громким голосом своим: «[Вы] Ой, есть ли у меня слуги верны молодцы? Вы сходите, приведите удалого молодца». Как поймали молодца во царевом кабаке, Приводили удалого к [Губернатору] воеводе на двор. [Стал Губерн<атор>] А как стал воевода его спрашивать: «Ты скажи, скажи, детина незнамой человек, Чьего рода, чьего племени, чей отеческой сын?
Иль из нашего городу, из Астр<ахани>? Иль с Дону казак иль казацкий сын?» «Я не с вашего городу, не Астр<ахани>, Я не с Дону казак, не казацкий сын. Я со Камы со реки, Сеньки Разина сынок. Взялся батюшка у вас завтра в город побывать. Ты умей его приняти, умей подчивати». Рассердился Губерн<атор> на удалого молодца, Закричал тут Губ<ернатор> гром<ким> голосом своим: «Что есть ли у меня слуги верны молодцы? Вы возьмите, отведите уд<алого> м<олодца>; Посадите удалова в белу-каменну тюрьму».
Степан Разин. Этюд Сурикова Деятельность Степана Разина получила различные оценки. Церковь предала его анафеме как разбойника и бунтовщика. В народной же памяти он запечатлелся как удалой атаман, боровшийся за правду. О нем сложено немало песен, сказаний, легенд. Художник Суриков В.И. изобразил его на картине "Степан Разин". По материалам Астраханского краеведческого музея.
Источник: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=594&cat=490&st=5 |
Категория: Исторические личности | Добавил: Дмитриева (05.08.2009)
|
Просмотров: 6646
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
С
|
|