Получая в четверг газету "Волга”, я первым делом читаю рубрику "Моя Астрахань”, посвященную 450-летию города. Со многими из авторов статей я лично знакома, и я как будто попадаю во времена детства, юности, мысленно прохожу по улицам, описанным в статьях, вспоминаю дома и события тех лет.
В Астрахани много памятников архитектуры. В центре города расположен кремль, обнесенный белокаменной стеной с восемью башнями, построенный в 1580-1620 гг., внутри которого позже возведены Успенский и Троицкий соборы. Есть в городе и своя "Пизанская башня” на углу улиц Эспланадной и Коммунистической. Но о них и так много сказано. Я хочу рассказать о храме Покрова Пресвятой Богородицы, автором проекта которого был мой прадед.
Я – коренная астраханка. Мой прадед Павел Апполосович Знаменский приехал в Астрахань во второй половине XIX века на должность главного архитектора после окончания Санкт-Петербургского университета. Поселился в маленьком домике на Эспланадной улице напротив центральной библиотеки. У него было три дочери и сын – мой дедушка.
По проектам и под руководством инженера-архитектора П.А. Знаменского было построено в Астрахани несколько зданий. Самые значимые: здание обкома союзов на улице Свердлова, здание речного порта на Адмиралтейской и самое главное – храм Покрова Пресвятой Богородицы, о чем свидетельствует мемориальная доска: "Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы Московской Патриархии. Памятник архитектуры XIX века. Сооружен по проекту архитектора Павла Знаменского в 1885 году. Находится под охраной государства”.
Об истории создания мне рассказывали мой дедушка Владимир Павлович Знаменский и его сестра Мария Павловна. Храм начали строить в северной части города в районе так называемого "Селения” на пожертвования купцов-рыбопромышленников Губиных, Потапова, а также рабочих: бондарей, грузчиков, посольщиков, которые жили в этом районе. Храм строили несколько лет из красного кирпича. Колокольня и храм представляли единое целое. По проекту купол должен быть пятиглавым, украшен мозаикой. Дедушка рассказывал, что денег на строительство не хватало и его отцу срочно пришлось изменять проект. В результате купол стал одноглавым. Видимо, были и другие изменения в проекте, потому прадед очень переживал.
В конце сентября, накануне праздника Покрова, перед храмом собрался весь поселок, бегали ребятишки. Когда снимали строительные леса, архитектор попросил всех выйти, а сам встал под купол. Но расчеты были правильные, храм стоит крепко, за сто двадцать лет не вывалился ни один кирпичик. Это было его последнее детище. Случился скандал: губернатор стал требовать деньги, якобы оставшиеся от строительства храма; прадед был возмущен и на дворянском собрании в знак неуважения не подал губернатору руки и вынужден был уйти в отставку. Честь дворянина для прадеда была выше карьеры и благосостояния.
Оставшиеся годы прадед прожил в бедности и умер от воспаления легких. Как память о нем остался храм. Все 120 лет в храме ни на день не прекращались богослужения. Люди и с горестями, и с радостями приходили, чтобы помолиться за себя и своих близких.
В двадцатом веке многие храмы были разрушены, другие использовались не по назначению, и только собор Покрова Пресвятой Богородицы сохранился в первоначальном виде: богатый иконостас, стены и массивные колонны расписаны фресками, много икон в серебряных ризах с изображениями святых и библейских сюжетов.
Бывая на богослужениях, я с особым вниманием смотрю на архитектуру храма: вход, над которым изображена Божия Мать с покровом, купол, под которым стоял мой прадед, массивные колонны с ликами святых, которые за сто с лишним лет не утратили яркости красок, выразительности образов. Особенно мне нравится стоять около Федоровской иконы Божией Матери.
В большие церковные праздники храм не вмещает всех желающих, и перед ним, и на Покровской площади собираются сотни верующих, много молодежи, родителей с детьми; все стоят со свечами, лица одухотворенные, и ты чувствуешь себя членом большой семьи православных христиан.
К 450-летию Астрахани храм впервые отремонтировали: заблестели золотом купола и кресты, покрасили яркой краской кровлю, заново сделали мраморный вход вместо каменных ступенек, с красивыми чугунными перилами.
Главное – храм служит людям и, надеюсь, прослужит еще многим поколениям астраханцев.
Марина ЗОЛОТОКОПОВА
НА СНИМКАХ: архитектор П.А. Знаменский; памятная доска на храме;
Покровский собор сегодня.