«В этом мире, где столько сомненья,
человеку нельзя без любви», - эти проникновенные строки можно считать девизом
всего творчества любимого многими астраханцами поэта Нинели Александровны
Мордовиной. На протяжении нескольких десятилетий эта красивая статная женщина,
внешность которой была под стать богатейшему внутреннему миру, восхищала и
удивляла ценителей лирики, тех, кто небезразличен к живому слову, своим
неповторимым мировосприятием, неувядаемой женственностью, редким даром «уменья
не кричать от боли, когда поломано крыло». Самым главным в стихах, да и в любом
жанре творчества Мордовина считала большую доброту и любовь к людям.
«Одним светить, другим тянуться к свету,
а третьим создавать его дано», - заметила она, сравнивая разные земные
предназначения учёного, сеятеля и поэта, объединив своей судьбой и талантом все
три. Мать пятерых детей, среди которых и генерал, и дипломат, и просто хорошие
люди, она воспитала светлое начало не только в них, щедро делясь богатствами
души не только с теми, с кем была связана кровно. К ней шли с неумелыми первыми
строками, в моменты раздумий и поиска своего места в жизни, да просто за
советом, соучастием многие, зная, что будут не просто выслушаны – услышаны. В
течение многих лет Мордовина руководила литературной студией «Моряна», и можно
без преувеличения сказать, что многие профессиональные поэты нашего города – её
ученики. Для неё, как и для героя одного из её стихотворений «Инструктор»,
«ученики и дети – судьба и долг земной».
Мнение о том, что Мордовина как поэт
сложилась в зрелые годы, ошибочно. В отличие от других земных предназначений
поэтом рождаются, а не становятся. Нинель Мордовина родилась поэтом. Творчество
жило в ней изначально, пробиваясь хрупкими ростками к свету сквозь броню быта.
Её крылатая душа пела и сочиняла всегда. И лишь записывать стихи Мордовина
начала позже, когда подросли сыновья.
А началось всё в раннем детстве. Мама
воспитывала девочку на стихах Некрасова, и к четырём годам она уже знала
наизусть поэмы «Мороз, Красный Нос» и «Крестьянские дети». Научившись в
пятилетнем возрасте читать самостоятельно, прочла сказки Пушкина. Но настоящим
потрясением стали стихи и поэмы М.Ю.Лермонтова.
Нинель Александровна Мордовина родилась
12 июля 1927 года в китайском городе Харбине. Её дед работал машинистом
паровоза на Китайско-Восточной железной дороге. От бабушки, чей род уходил
корнями в польское родовое дворянство, девочка узнала многое о своих предках,
среди которых был древний князь Иеремия Вишневецкий, гетман Украины VII века нашей эры, чья безответная любовь к гордой
российской деве-полонянке, вылившаяся в беспредельную жестокость, воплощена в
поэме Мордовиной «Парадоксы любви» из цикла «Стигматы». Где поэт ищет истоки
своей «бунтарской с рождения» крови в «беспокойных ссыльных предках». Седая
древность сквозь бесчисленные столетия врывается в сны поэта и, перебродив в
подсознании, напоминает о себе острой болью «роковых ген, в которых спесь и
гордость – словно эхо», заставляет задуматься о том,
…почему
воспоминания живы
О времени,
ушедшем так давно?
И что,
сквозь полтора тысячелетья
Прошло,
чтобы напомнить о себе?
И за кого
я, собственно, в ответе?
И чьё я
продолженье – по судьбе?
С рожденья
переполнена любовью –
Священным
даром, чей я в жизни след:
Княгини,
чьё в слезах всё изголовье,
Иль князя
затуманенный портрет?
Однако не только дворянская знать в роду
поэта, ощущающего «мудрую привязанность корней», идущую от «ушедших поколений»
людей труда, в которых слились воедино «радость свежевспаханного поля, нежность
к пуху первых зеленей и буйство молодого водополья».
Девочке не исполнилось и года, когда после
закрытия КВЖД семья переехала в Читинскую область, где местом рождения Нинели
записали станцию Сковородино – начало сегодняшнего БАМа. Отец и мать будущего
поэта были комсомольцами, их дерзкая молодость взяла себе на плечи «груз
неизбывной тяжести: других вести за собой». Когда отца перевели из
Владивостока, где он был первым секретарём крайкома комсомола Дальневосточного
края, на Камчатку, он был несправедливо осуждён по печально знаменитой 58
статье, реабилитирован посмертно лишь в 1956 году. Для того, чтобы спасти
девочку от участи дочери «врага народа», мама вышла замуж за удочерившего её
Александра Игнатьевича Таяновского, человека редких душевных качеств, погибшего
на фронте 1 октября 1944 года. Он оставил четверым детям не только имя, но и
«бессмертное наследие солдата» - обелиск Славы и рассвет над солнечными
пашнями, да ещё любовь к людям, воплотившуюся в поступках и стиха своих детей –
Нинели Мордовиной и Игоря Таяновского, её брата, который также стал поэтом.
И
жизнь, и творчество Нинели Александровны закалены и опалены войной навсегда,
стихи о войне есть в каждом из её шестнадцати сборников – ведь её характер
завязывался в тот «суровый, военный час», когда после ночной смены у токарного
станка она, пятнадцатилетняя, рубила дрова, чтобы обогреть младших братьев. В
образе тёти Маши, героини поэмы «Стужа», воплощена судьба тысяч русских женщин,
которым «душу застудила молодость».
Творчеству Мордовиной свойственно
отождествлять собственную судьбу с судьбой своей страны: «И качнулся шар земной
подо мною ли одной?», когда «похоронки заготовил сорок третий год». Любимый
лирической героини поэмы «Стужа» похоронен в могиле возле Волги, отыскать
которую не смогла даже мать. В автобиографическом стихотворении «Калина», где
на городском прилавке гроздья калины напомнили первую любовь, «шли письма с
фронта недолго», потому что «парнишка в шинели длинной», который был самым
смелым в лётной школе, погиб, рубанув крылом врага за Волгой.
В подобном умении пропускать чужую
боль через собственное сердце, растворяясь в других – одна из граней
человеческого и творческого начала Мордовиной. Она всегда была готова вобрать в
себя «всю боль полей горящих, всю горечь беженских судеб». Эта готовность
наиболее полно воплотилась в поэме «Отчим», посвященной Дмитрию Владимировичу
Буданову, который воспитал обездоленных войной сирот не хуже родного отца. Его
судьба тоже вобрала в себя миллионы судеб российских воинов, тех, кто дрался «с
войной насмерть, как солдат» и оказался сильнее смерти. Поэт умышленно не
называет имён всех своих героев, ибо «людские судьбы похожи – словно тропочка
одна», а главным героем творчества Нинели Мордовиной была, есть и будет всегда
любовь.
Личная судьба Нинели Александровны
лёгкой не была никогда. Первые строки она написала именно в военное время,
пятнадцатилетней, увидев горе и отчаяние вокруг. Это было стихотворение
«Извещение» о полученной с фронта похоронке, увы, оказавшееся предвидением, как
и многие более поздние строки поэта. Мать со словами: «Каркаешь!» очень ругала
девушку, чем на долгий срок отбила желание писать, а точнее сказать, записывать
то, что чувствовала ранимая и восприимчивая душа. Мордовина рано поняла, что
стихи могут /а лучше – непременно должны!/ быть пророческими и испугалась…
самоё себя, своего редкого дара предугадывать, предвещать и хорошее, и плохое.
Каково же было носить столько лет в себе этот груз, не позволяя ему
выплеснуться, вылиться наружу, и лишь у детских кроваток /а матерью Нинель
стала в 18 лет/ позволять себе петь колыбельные собственного сочинения.
Вероятно, так родились строки стихов «Колыбельной 46-го года» и «В первый раз».
А детских и юношеских впечатлений было столько, что восприимчивая душа просто
копила долгие годы этот бесценный багаж, где «березовая роща на Камчатке, по
камушкам реки весёлой бег», чтобы потом, годы спустя, начать писать сразу
вполне профессионально.
Географические просторы стихов
Мордовиной столь же разнообразны, как и просторы её биографии – куда только не
забрасывала её судьба вместе с мужем – лётчиком-офицером!
«Во мне живёт блокадный Ленинград и
Сталинград стоит моей любовью», -
признавалась она, посвящая проникновенные строки и Беларуси с её дивной
речкой Двиной, и украинскому прохладному местечку Лебедино, и Теберде – поющей
и танцующей реке-горянке, и хутору Подольхи, и, чуть позже, Коктебелю с
красивыми именами «травы, деревьев, камешков у моря», пропуская через сердце
землетрясение в Армении и трагедию кровопролитий в Сумгаите и Нагорном Карабахе.
Однако поэтическое воплощение мысли и чувства получили на земле Нижнего
Поволжья. Первые мастерские строки, составившие сборники стихов «Синяя
птица»/1966/, «Земное небо»/1969/ и «Испытание»/1972/ родились на ахтубинской
земле, возле поющей баскунчакской горы Богдо и Ахтубы, «речки с норовом»,
бегущей к седому Каспию, минуя старшую сестру Волгу.
«Военный городок, муж – офицер,
вся – на виду, как с иголочки. Сама и прачка, и домохозяйка, и портниха, и
сапожник, а кому, скажите, всё это делать, как не ей, когда у офицеров в
закрытом городке зарплата по тем временам хоть и приличная, но времени для
семьи – в обрез, да и столько ртов прокормить – тоже забот хоть отбавляй», -
писала о Мордвиной в статье «Мы Вас любим!», опубликованной к юбилею поэта
газетой «Волга», Нина Куликова: «Когда, в какой момент – уж во всяком случае не
в горе, а в радости, судя по её стихам, зазвучали в ней первые поэтические
строки? Когда ей было их придумывать? Но она записала их и разослала по газетам
– в «Волгу», «Комсомолец Каспия», районку. Опубликовали. И тогда она собрала
все свои стихи и прямым ходом, благо от Ахтубинска до Волгограда недалеко, в
Ниже-Волжское книжное издательство. Узнала, кто редактор, смело в кабинет и без
обиняков: «Вот мои стихи. Я думаю, это книжка. Очень удивился главный редактор.
Но прочитал и понял: книжка. Переспросил: а вы давно пишете? «Ну что вы, только
начала».
Так вышла первая, очень тоненькая, но
искренняя книжка стихов «Синяя птица». В Ахтубинске Мордовина работала директором
районного Дома культуры, где вела не только три хореографических кружка,
поскольку в юности закончила курс характерного танца при Большом театре в
Куйбышеве, куда театр был эвакуирован в военное время, но и по собственной
инициативе создала пионерский и комсомольский поэтические театры, вела
литературный кружок. Это к ней на занятия приходил одноклассник её старшего
сына, будущий губернатор Астраханской области Анатолий Петрович Гужвин, и – как
знать – может быть, именно она воспитала в нём то истинное неравнодушие к
искусству и культуре, благодаря которым так уютно в творческом плане нынешним
истинным астраханским литераторам? Это у неё проходила хореографическую
практику Наталия Васильевна Киндякова, сегодня – Заслуженный работник культуры
России. Это звание гордо носила и сама Нинель Александровна. Позже Киндякова –
руководитель детского хореографического центра «Лотос» департамента культуры,
искусства и кино Администрации области стала сценическим соавтором поэта. В её
композициях на стихи Мордовиной со сцены стелется предрассветный туман, и
древняя Итиль, разбуженная криками чаек, вздымает волны к стенам старого
города.
Тогда, в Ахтубинске, появился
литературный кружок «Радуга» при газете «Ахтубинская правда» - творческое
содружество юных поэтов, художников и музыкантов. Яркую, броскую, Мордовину
любили все, и не только за поэтический талант, но и за щедрый дар любви к
людям.
Среди её друзей было много
известных лётчиков – Степан Микоян, которому посвящено стихотворение «Генерал»,
будущие космонавты Береговой и Попович, Николай Коровушкин – первый российский
лётчик, перешедший на реактивный сверхзвук. Небо над Ахтубинском однажды утром
озарил росчерк реактивного самолёта именем «Нинель». К этому периоду относятся
и лучшие строки Мордовиной. В жизни этой удивительно обаятельной женщины было
немало интересного: однажды в одном из ленинградских ресторанов она получила
посвящение в стихах с автографом. Двадцатилетняя гордячка, видимо, чувствуя в
себе зарождающего поэта, вспылила: «Мне не нужно стихов обо мне, я и сама
напишу». И лишь позже узнала, что это был Александр Прокофьев. Ей предлагали
играть главные роли в фильмах лучшие режиссёры страны, а она потом создавала
фильмы о жителях села – «Амовцы» и «Журавка», написала киносценарий
документального фильма «Астрахань», снятый киностудией ЦВТ в 1981 году.
Даже названия поэтических сборников
Мордовиной, изданных в Москве, Волгограде и Астрахани – «Ахтуба» /1973/,
«Ручные радуги» /1976/, «Иволга» /1978/, «Степная пристань» /1980/, «Пристань
радости» /1981/, «Быть добру» /1986/, «Иволга над Волгой»/1991/, «Свет любви»
/1994/, «Надежда» /1997/, «Нежность» /1997/, «Улыбка души» /1999/ говорят о
неиссякаемой любви к природе, людям, ко всему живому. Многие из её строк
афористичны: «Слово – прототип иконы и другого смысла нет»; «Счастье создаётся
из сомнений, оттого и дорого вдвойне»; «Дело не в славе, а в правде быть
сильной». В её стремлении «отдавать земле долги – сполна» - не показная
искренность и любовь к родной земле, о которой «всю жизнь, как умела» она
«иволгой пела». Ею создано множество поэтических образов людей труда – это и
крановщица, которой труд «крылатит плечи», и шофёр, отдающий дороге «всю душу и
полжизни», и лётчики-испытатели, идущие «на риск чтоб взлётам – быть», и поэт
призванный «жить, все сомненья осилив, и от любви и боли – петь!». Она умела
видеть творчество в любом труде – стихотворение «Искусство» посвящено мастеру,
срубившему стол, за котором «уместятся и песня, и беседа». Поэзии Мордовиной
присуще извечное блоковское стремление «безличное – вочеловечить». Яблонька в
её стихах – «девочка-дичок», которая «в отчаянье ссыпает упрёками плоды в подол
земли». Она умела вдохнуть душу в старинный стол, некогда служивший поэту,
которому так неуютно в новомодной квартире, что он готов превратиться в щепы, выброситься
из окна, оттолкнувшись своими четырьмя лапами. Под её пером оживали и
набережная, закованная в бетон, совсем по-женски страдающая от того, что она
теперь в плену и о её колена разбивается пена, а прежде, вольная, она
срасталась боками с водой и землёй, и старый дом из деревянных кружев, не
желающих видеть «мир из бетоннокаменных квартир» и выставивший навстречу
любопытным взглядам забор, словно щит. Она не могла оставаться чистым лириком,
поскольку в наше время это просто невозможно, и поэзия её кричит о «мальчике,
выброшенном из детства» пьяницей-отцом и матерью, бросившей сына ради личного
счастья, о «девочке с крысиным взглядом», торгующей телом в стремлении урвать
от жизни как можно больше, обо всех, кого поработило обнищание души. Всё, что
происходило вокруг, и составило темы её основных стихов.
Но есть, помимо щедрой материнской
любви к «детям и стихам», которые для поэта «как утоленье жажды», поскольку с
нею вместе их «рождала любовь», в творчестве Нинели Мордовиной дочерняя
привязанность к астраханскому краю, к своей «степной пристани». Вступив в
Волгограде в Союз писателей в 1973 году, с 1975 года она становится
астраханкой. В наш город, осиротевший после ранней смерти Клавдии Холодовой,
Мордовину пригласил для работы с молодыми литераторами А.И.Шадрин, в то время
возглавлявший Областную писательскую организацию. С этих пор каждая строка
Нинели Мордовиной о родном нижневолжском крае, в котором «солнце золотым сазаном
медленно вплывает в синеву», где воды Волги «величавей лебединой стаи» и такие,
как нигде, красота, широта и воля», где плещет Луна «словно лещ икряный» и
«подплывают к рукам Астраханцев белые лебеди средь бела дня». Истинное и
искреннее признание в любви. Ею об Астрахани и судьбах земляков с «пристани
радости» написано столько добрых и светлых стихов, многие из которых стали
песнями, что достаточно назвать «Астраханочку», «Незабываемое /или как сгорела
«Аркадия»/, «Иволгу», «Лотос», историческую поэму о пребывании в нашем городе
Петра I – и любая
беспристрастная душа отзовётся. Эти стихи хочется читать и перечитывать,
настолько добрый заряд они дают. Их оросил живой водой поэт:
Как в Астрахани ночи хороши!
Брожу,
не уставая, до рассвета.
И
воздух из цветастой кружки лета
Смывает лень и суетность с души.
Стоит вокруг такая
тишина, -
Хоть режь ножом, и ломоток – на память.
Над городом, над Волгой, над веками
Переплывает через ночь луна.
«Для меня Астрахань – город моей
мечты, - признавалась Нинель Александровна. Не люблю больших городов с их
суетностью, нелюбовью к человеку как таковому. Астрахань мне приснилась
давным-давно – «белый город над рекой с золотыми куполами».
И любовь эта, несомненно, взаимна.
Нинель Мордовина была победителем телевизионного конкурса, посвящённого
440-летию нашего города, а земляки, ценители её творчества, без устали до сих
пор признаются ей в любви: «Поэзия Мордовиной – это духовное цементирующее
начало нации. Отсюда и та колоссальная, истинно всенародная любовь к
Н.Мордовиной, и неуклонно возрастающий в обществе интерес к её творчеству,
личности, жизни. Талантливый художник – это всегда бескомпромиссная,
несгибаемая, совестливейшая правда – правда чувств и мыслей, правда истории и
современности. Это мир светлых чувств и женских мечтаний, душевных страданий и
сердечных дум, мир, полный любви к человеку,» - такими словами выразил
признание поэту на одном из творческих вечеров давний поклонник лирики
Мордовиной, известный хирург, профессор Астраханской медицинской академии
Николай Петрович Демичев.
Вся поэзия Мордовиной – поступок. Если
она пишет в стихах, вопрошая: «Как долго нам латать прорехи души, побывшей на
войне?..» - это не просто слова. И словом, и делом она всю жизнь отстаивала
свои убеждения. И в Волгограде, и в Астрахани она являлась членом Президиума
Областного комитета Защиты Мира, в нашем городе возглавила его, став
Председателем Фонда Мира, за многолетнюю работу была награждена серебряной
медалью «Защита Мира».
Неутомимая труженица, даже на
заслуженном отдыхе продолжала она постоянные встречи с читателями,
организовывала и проводила поэтические вечера. Лучшие из её стихов прозвучали
по России песнями – две песни на стихи поэтессы, написанные в соавторстве с
уникальным композитором Поволжья Григорием Пономаренко, включены в репертуар
Людмилы Зыкиной, на стихи Мордовиной написаны сценарии мультипликационных
фильмов, не сходящие с экранов страны по сию пору, с ней сотрудничали
московские композиторы В.Моргунов и А.Хагагартян, наши земляки – композиторы
Анатолий Гладченко, Анатолий Бочкарёв, Владимир Никитин и Александра Костина.
А
самые потаённые частички души Нинель Александровна отдавала детям. Под её
окнами многоэтажного дома расположился детский сад № 38, где действовал игровой
клуб «Сказки бабушки Нели». Когда на встречу с поэзией приходили дети,
Мордовина говорила с ними на равных, беседовала доверительно, как с близкими
друзьями. Под её руководством трёх –четырёх –летние малыши искали рифмы, на
основе которых рождались стихи-малютки, создавались сказки с использованием
новых, неизвестных прежде малышам выражений. Мордовина умела раскрыть в каждом
ребёнке талант, и вот, уже после её трагической кончины, мне «в наследство»
перешёл Олег Микулик. Сейчас ему одиннадцать лет, он – автор книги стихов
«Планета детства» и ученик средней школы № 33, которая по праву носит гордое
имя Нинели Александровны Мордовиной. Ведь добро никогда не проходит мимо.
Микулик застал факультатив «Поэзия Астрахани», который Нинель Александровна
вела в СШ № 33, на занятиях она знакомила ребят с творчеством астраханских
поэтов – от В.К.Тредиаковского до наших дней, включая в обзоры стихи своих учеников,
которыми продолжала до смертного часа гордиться, не уставая повторять: «И жить,
и чувствовать не я вас научу. Один учитель: собственное сердце».
А сердце поэта Мордовиной не знало
покоя. До последних дней она продолжала неустанные поиски слова и образа,
приемля «каждый новый стих, как удачу» и «празднуя победу вместе с Музой».
Поэтому на библиотечных полках сборники её стихов не задерживаются. Они
постоянно на руках читателей, услышавших призыв поэта:
За каждый век
ответ несут стихи,
Уча добру... Читайте
их почаще. Свет добра и любви. (Памяти Нинели Мордовиной) Дина Немировская, поэт, член Союза писателей России. см. также: http://www.chitalnya.ru/work/18336/
|