«…Курмангазы скоро настроил две струны и без прелюдий вдруг заиграл импровизацию, откинув несколько голову в сторону. Я еще на первых порах был удивлен, а потом поражен его игрой… Из домбры выходила чистейшая музыка, хотя характер мелодии был казахский, но, смотря по тому, как она выражена, ее можно поставить наряду с произведениями образцовой музыки, потому что игра Сагырбаева происходит из того же источника — дара и вдохновения. Я назвал бы его игру песнью жаворонка или соловья, но это сравнение слишком узко, несмотря на то, что бедность инструмента много ограничивает полет фантазии артиста. Словом, Сагырбаев — редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины», — утверждал просветитель и поэт Н. Савичев в «Уральских войсковых ведомостях» в 1868 году. Основная экспозиция музея культуры казахского народа посвящена как раз жизни и творчеству выдающегося казахского кюйши Курмангазы Сагырбаева. После включения общественного музея в состав объединения (1991 г.) была создана новая экспозиция "Казахи на Нижней Волге". Экспозиция раскрывает историю жизни казахов в составе Букеевской Орды (1801 г.). Экспонаты этнографической коллекции - костюм, предметы быта, орудия труда - дают представление о культурных традициях, быте, основных занятиях населения. В музее экспонируются материалы о выдающихся деятелях науки, образования, культуры казахского народа. Курмангазы родился в 1806 году в Атырауской области в семье бедного пастуха. Как утверждали все, кому посчастливилось слышать его игру, он родился с музыкой в сердце. Гениальный самоучка, овладевший мастерством игры на домбре, Курмангазы очень рано становится известен в степи, послушать его игру собираются целыми аулами. По одной из легенд, однажды даже дочка непримиримого врага Курмангазы, бая Жанши, который терпеть не мог свободолюбивого певца, послала своего человека за Курмангазы и, окруженная подругами, долго слушала его кюи. У каждого из них — своя история. «Перовский марш», например, был создан экспромтом, на вечере у генерал-губернатора Перовского, который, прослышав о певце степей, пригласил Курмангазы поиграть для своих гостей. Среди самых знаменитых произведений Курмангазы — кюй «Сары-Арка» ("Широкая степь"), посвященный вольной степи, песнь-прощание, когда он вынужден был бежать из родных краев. Широкий отклик получил его кюй «Кишкентай» ("Меньшой"), проникнутый горячим сочувствием к участникам народного восстания и его предводителям Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову. На какие бы темы ни создавал кюй Курмангазы, они несли в себе всю гамму человеческих чувств - любовь, нежность, доброту, сострадание. У него был собственный своеобразный исполнительский стиль, своя народная домбровая школа. В произведениях Курмангазы — вся его жизнь, а складывалась она, при его жажде справедливости, очень непросто. Власть имущие боялись и ненавидели кюйши, их пугали его мелодии, вольно разлетавшиеся по степи с призывом к свободе. Он был очевидцем народного восстания казахов Букеевской орды (1836-1837) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира. Пламенные песни Махамбета и бунтарские кюи Курмангазы неслись тогда по степи и зажигали сердца людей. За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазы подвергался преследованиям и арестам. Но и в тюрьме он не склонял головы, не расставался с любимым инструментом. В одном из устных преданий рассказывается, как однажды, когда Курмангазы играл в тюрьме свой новый кюй «Ертен кетем» («Завтра убегу»), мимо его камеры проходил один из тюремных чиновников. Он удивился: в игре арестанта отчетливо слышались бег коня, стремительная скачка, уносящая всадника в степь. Но сослуживцы не восприняли его рассказ. А Курмангазы в ту ночь бежал из тюрьмы. В другой раз его навестила в тюрьме мать. Увидев слезы на глазах сына, сказала, чтобы он никогда не показывал их никому. Взволнованный и потрясенный, Курмангазы сочиняет кюй «Кайран шешем» («О, мать моя»). Пронзительная мелодия любви и благодарности достигает здесь «колдовской магии», отмечали современники. Особые приемы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Есть у Курмангазы и целый цикл кюев на русскую тематику: «Не кричи, не шуми», «Лавочки», «Повестка», «Перовский марш», «Машина» и другие. Чародей и бунтарь, Курмангазы многие годы был вынужден жить вдали от родных мест. Но где бы он ни был — на Мангышлаке или в Семиречье, на склонах Алатау, а последние десять лет своей жизни — вАстраханской области, никогда, ни при каких обстоятельствах не расставался с домброй. Народ в течение почти двух столетий хранил в памяти кюи Курмангазы, передавая их из поколения в поколение в живом исполнении. Большой резонанс вызвал сборник «500 казахских песен и кюев», изданный в 1931 году А. Затаевичем, впервые записавшим и опубликовавшим кюи Курмангазы — «Серпер» («Порыв»), «Ксен ашкан» («Снятие кандалов»), «Аксак киик» («Хромая сайга») и другие сочинения композитора. В 1961 г. были изданы отдельным сборником сочинения Курмангазы под названием "Кюи. Издавна небольшое скромное село Алтынжар Астраханской области стало местом паломничества многих тысяч людей, приезжающих поклониться праху великого музыканта-пророка. Люди на его могиле получают энергетический заряд бодрости, а сам холм считается священным. В начале восьмидесятых годов могилу Курмангазы посетила делегация Денгизского района Гурьевской (Атырауской) области. На встрече с представителями сельской интеллигенции председатель колхоза имени Курмангазы В.Д.Джумамуханбетов выступил с предложением создания в селе Алтынжар музея Курмангазы Сагырбаева. Музей решили строить совместными усилиями. Из Денгизского района в октябре1984 года в Алтынжар прибыла бригада строителей, а в начале 1985 года строительство здания было завершено. Вскоре на страницах районной газеты "Заря Каспия” были помещены обращения к населению с просьбой оказать помощь в сборе экспонатов музея. Жители сел Алтынжар, Камардан, Зеленга, Сизый Бугор безвозмездно передавали в дар музею семейные реликвии: документы, предметы быта, музыкальные инструменты – все то, без чего немыслима повседневная жизнь казаха. 21 декабря 1986г. состоялось торжественное открытие музея Курмангазы. В апреле 1993 года создали Фонд Курмангазы, который начал подготовительную работу по созданию Мавзолея Курмангазы. К строительству мавзолея Курмангазы приступили в 1993 году, заказчиком по проекту выступило Министерство культуры Казахстана. В с. Алтынжар с июля 2003 года началось строительство, а в 2005 году состоялось торжественное открытие Межгосударственного Культурного Центра им. Курмангазы Сагырбаева. С тех пор с. Алтынжар Володарского района стало известно всему миру. Межгосударственный Культурный центр им. Курмангазы Сагырбаева является символом взаимососедских дружеских отношений двух стран России и Казахстана и послужил примером для других государств ближнего зарубежья. В центре располагается музей Курмангазы, где среди экспонатов вниманию посетителей представлены предметы казахского национального быта XIX столетия, одежда и личные вещи композитора. Рядом с музеем открыта современная гостиница. Также здесь находится музыкальная школа с классами игры на домбре, фортепиано, баяне и теоретической музыки. «В истории каждого народа есть имена, одно упоминание о которых рождает у человека необъяснимый трепет сердца, светлые чувства, полет мысли к возвышенному. Таково имя классика казахской музыкальной культуры, композитора-самородка, человека-бунтаря Курмангазы Сагырбаева.Мы не только слушаем, затаив дыхание, его прекрасные кюи, но мы горячо и страстно любим его самого. Наша привязанность и любовь к нему – это что-то совершенно особенное». Так определил свое состояние души автор книги «Чародей» Хайдар Ирмуратов, народный учитель из Володарского района, когда писал свою замечательную повесть о легендарном Курмангазы. Мне посчастливилось в молодости годы знать Хайдара Дисемалиевича, когда я училась в Марфинской средней школе, а он работал заведующим Марфинским отделом народного образования. Запомнился его облик: он был высокий, стройный, черты лица классически строгие, взгляд внимательный и добрый. Мне кажется, он и внешне чем-то неуловимо походил на своего героя Курмангазы, если судить по живописным портретам кюйши. Не столько ростом и чертами лица, сколько сдержанным достоинством, внутренним благородством, отсветом души. Районо находилось на том же высоком бугре, что и наша школа, разбросанная в нескольких отдельных одноэтажных зданиях. Иногда он приходил к нам на уроки, но страха от таких посещений мы не испытывали, может быть, потому, что класс был сильный, мы хорошо учились и никаких проверок не боялись. А может, потому, что Ирмуратов сам многие годы был учителем и понимал, что педагогу не нужен контроль как таковой, а нужно внимание и понимание. Во всяком случае, моя мама Куликова Раиса Сергеевна, преподававшая биологию в школе, именно так отзывалась о его присутствии на школьных уроках. Позже, когда я начинала интересоваться журналистикой и делала свои первые шаги в газете «Стахановец» Марфинского района, а после объединения районов работала в Красноярском «Строителе коммунизма», помню публикации за его подписью. И уже тогда было понятно, что круг его интересов широк. Ирмуратов писал не только на педагогические темы, но и об истории казахских сел, о их преображении в годы советской власти. О земляках. Тогда впервые из его статей узнала я имя Курмангазы, а во время одной из журналистских командировок по району мы специально заехали в Алтынжар и поднялись на вершину бэровского бугра к скромному памятнику Курмангазы и сфотографировались около него. Во всем районе в те 60-е годы, по-моему, не было больше ни одного памятника, разве что кое-где ленинские гипсовые бюсты. А имя казахского самородка, певца степей и вольности, уже почиталось. Помнятся рассказы аксакалов, что на могилу его приезжают молодые музыканты и стараются переночевать на этом бугре, чтобы вселился дух великого кюйши, едут со своими проблемами, бедами люди из разных сел, верят, что помогает Курмангазы бедным и отверженным. Вот и судьба Х. Ирмуратова в чем-то повторяла путь Курмангазы с его устремленностью сделать людей счастливыми. Обоим по рождению суждена была беспросветная бедность, оба боролись с нищетой и несправедливостью. Обоих вела по жизни просветительская стезя: одного – удивительным языком музыки, другого – светом знаний, который Хайдар стремился передать неграмотному сельскому люду. Из автобиографии, написанной 30 сентября 1976г: «Я, Хайдар Дисемалиевич Ирмуратов, член КПСС с 1928 г, родился в 1893 г в Букеевской казахской степи в урочище Ак-Тобе, ныне территории Денгизского района Гурьевской области. Родители были батраками в хозяйстве бая, потом завербовались неводными рабочими на …. промысел. Здесь оставались на постоянное жительство, отец в это время работал сезонным рабочим в неводе, потом обзавелся бударкой, стал заниматься рыболовством вплоть до конца жизни. Умер в 1919 году. Учился я сперва у частного учителя муллы, потом поступил в русскую церковно-приходскую школу на промысле Тумак, окончил три класса, дальше учиться не было средств. И я стал помогать отцу ловить рыбу. В 1915 году мне удалось поступить на работу в селе Началово на должность курьера волостного правления, потом стал работать помощником писаря. В этом селе я работал до февраля 1917 года. С наступлением революции работу в чужом селе оставил и вернулся в свое село Сахма к родителям, снова стал ловить рыбу. В январе под влиянием октябрьской революции в Астрахани происходит борьба рабочих»… Об этом позже Хайдар Ирмуратов подробно напишет в своей книге «На земле народа-брата», изданной в Казахстане в 1964 г. А пока молодой казахский юноша с головой окунулся в революционную стихию. В его душе звучат знаменитые кюи Курмангазы, который для него не только гениальный композитор и домбрист, но и борец за счастье угнетенных и бедных соплеменников. Романтика революции, благородство помыслов движут всеми его поступками, Хайдар Ирмуратов полон решимости и желания освободить своих земляков от вековечного ига зависимости и нищеты. Перед глазами – героическая жизнь любимого кюйши, которому он стремится подражать. Вот лишь один эпизод из того времени, который приводит Х. Ирмуратов в своей публикации к 50-летию Великого октября «В советах казахских аулов». Ноябрь 1918 г. Красноярский уездный исполком решил объединить все разбросанные по степи аулы в один сельский совет и назначил собрание граждан всей степи. Было оповещено, что на собрание должны прийти все граждане степи, мужчины и женщины, достигшие 18 лет, живущие своим личным трудом, в том числе 16 женщин. Было объявлено, что баи, бывшие царские чиновники не могут участвовать, и они должны быть исключены из числа избирателей. Их оказалось человек 15, и они были удалены с собрания, которое проходило в ауле Исламгазы. 25 февраля 1918 г. в казахском селе Тазовка молодые активисты Х. Ирмуратов и Т. Рахметов собирают, заручившись мандатами губисполкома, первый сход восьми аулов. С пламенной речью к собравшимся обращается Хайдар. Революционные лозунги зовут к новой жизни, дух свободы витает в воздухе, а в душе звучат кюи Курмангазы, чье имя и музыка у жителей степи на слуху и на памяти. В мае в Астрахани проходит первый съезд представителей казахского и татарского народов, проживающих на территории области, по решению которого при губисполкоме создается мусульманский комиссариат, и одним из семи членов его избран Хайдар Ирмуратов. На выставке, посвященной 115-летию со дня рождения Х.Д. Ирмуратова, в библиотеке райцентра Володарский были представлены его документы, автобиография, в их числе и протокол заседания коллегии краевого комиссариата от 29 августа 1918 года. Можно только представить накал революционных страстей за короткой записью в лаконичном постановлении: «доклад заведующего судебно-примирительного отдела тов. Х. Ирмуратова о поездке в Сахминскую волость в связи с выступлением контрреволюции от 15 августа принять к сведению. Председательствующий С. Еникеев при секретаре Мустафаеве». С почтением и уважением встречают в казахских аулах комиссара Ирмуратова. Молодость не порок, гласит мудрая пословица, а к тому же Хайдар свой, из Сахмы, и родители его достойные, трудолюбивые люди. Ему верят. Вот почему ему удается легко улаживать конфликты среди сельчан, убеждать и создавать комитеты бедноты, организовывать сельхозкоммуны на бывших байских усадьбах, для сформированных в Астрахани отрядов Красной армии реквизировать лошадей, помогать бастующим рабочим города продовольствием, которым делятся сельчане. Известен факт, что Ирмуратов в аулах Сахма и Яблонка собрал три подводы продовольствия и доставил в астраханский кремль его защитникам. Революционная активность – яркая страница жизни Хайдара Дисемалиевича, о которой подробно еще много предстоит узнать. Но тяга к знаниям победила, и Ирмуратов стезе революционного функционера предпочел благородную просветительскую деятельность. Совсем недавно в Астраханском государственном архиве мне попались на глаза «Отчеты о работе за 1927-28 учебный год» инспектора губоно Х.Д. Ирмуратова о казахских школах области. Вот аттестат на звание учителя начальной школы, подтверждающий, что еще в 1923 году Ирмуратов окончил двухклассную министерскую школу, прошел установленный испытательный стаж педагогической работы в школе. Он всю жизнь неустанно учится сам и учит других. Организовал школу первой ступени в своем ауле Сахма, сам преподавал. С 1923 по 1943 годы учительствует, работает инспектором районо, заведующим отделом народного образования. И снова учится. В 1943 году получает диплом Сталинградского пединститута, окончив исторический факультет. Его направляют директором средней школы в поселок Нижний Баскунчак. Но неуемная натура, активность, организаторские способности не остаются незамеченными, и после школьного директорского кабинета Х.Д. Ирмуратов по направлению Астраханского окружкома занимает кабинет председателя Володарского райисполкома. Высокое доверие, которое педагог по призванию и образованию с честью оправдывает в течение семи лет и на посту председателя Марфинского райисполкома. В трудные военные годы он выводит район в передовые, и высшая награда – Переходящее Красное Знамя ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР в 1947 г. Приходит заслуженное уважение: Хайдар Дисемалиевич Ирмуратов – член обкома партии, депутат облсовета. Но в жизни его, как и у его кумира Курмангазы Сагырбаева, были и черные страницы, когда недоброжелатели доносами, клеветой навлекали на него репрессии. Так было в 1919 году, когда народный трибунал осудил по ложному доносу Х.Д. Ирмуратова на 10 лет за якобы злоупотребления во время реквизиции лошадей для Красной армии, и только в другом составе трибунал, разобравшись по его кассационной жалобе, смягчил наказание, не рискнув отменить полностью. И в 1950 году нашлись недоброжелатели, а как их не будет у бескомпромиссного, честного, несговорчивого с подхалимами человека? И председателя Марфинского райисполкома обвиняют в том, что он… организовал байскую свадьбу сына – с религиозными обрядами, с приношениями в виде баранов и т.д. А прокурорская проверка к тому же устанавливает факт обмена райисполкомовского сундука на колхозный сейф. И снова суд, три года наказания. В пятьдесят третьем освобождение по амнистии. Возвращается к любимому делу – в школу, в 1956 году – вышел на пенсию. Но не сломился Ирмуратов, крепкая в нем закалка. Он всегда верил и знал, что правда восторжествует. Так и получилось. Он высоко держал свою голову, потому что был прав. И люди его уважали. Но только накануне 22 съезда КПСС Хайдар Дисемалиевич решается послать апелляцию в адрес президиума съезда. Инструктор ЦК КПСС Алферов внимательно разобрался во всем, надуманность обвинений налицо, и уже в Москве на заседании Комитета партконтроля Ирмуратова восстановили в рядах партии без взыскания. Торжество справедливости, честь и достоинство восстановлены. Все эти годы в душе Ирмуратова жила музыка Курмангазы. Очарованный ею, он берется за перо уже в преклонном возрасте и создает очень лиричную биографическую повесть о степном певце и бунтаре Курмангазы Сагырбаеве. Не каждому автору уготована такая счастливая судьба. Сегодня книга «Чародей» Хайдара Ирмуратова, вышедшая в издательстве «Жалын» в Алма-Ате в 1976 году, не только предмет гордости каждого, у кого она имеется в домашней библиотеке, но и библиографическая редкость. Не удивительно, что когда в январе 2009 года в районной библиотеке поселка Володарский готовились к памятному вечеру в честь 115-летия со дня рождения Хайдара Ирмуратова, то с трудом во всем районе нашли единственный экземпляр его «Чародея». Секрет популярности, который обрела эта повесть о Курмангазы с первых же дней своего выхода в свет, очень прост. Автор сам из тех мест, что связаны с именем талантливого казахского самородка, и судьбы их во многом схожи. Жива память о Курмангазы! Как бы порадовался сейчас автор «Чародея», глядя на возведенный у Алтынжара белокаменный мавзолей, устремленный в высокое голубое небо. Его открытие в 1996 году стало незабываемым праздником. Мавзолей воздвигнут объединенными усилиями Астраханской и трех соседних казахстанских областей – Мангистауской, Атырауской и Западно-Казахстанской по инициативе астраханского общества казахской культуры «Жолдастык». А общество «Жолдастык» почти двадцать лет бессменно возглавляет Никита Сеитович Искаков, человек редкостной энергии из плеяды подвижников и просветителей, к которым относился и Хайдар Ирмуратов. В 2005 году в Алтынжаре году также совместными усилиями построен межгосударственный культурный центр имени Курмангазы Сагырбаева. И это прекрасно, что в добром содружестве четырех областей и двух стран – России и Казахстана – возник и действует культурный центр чародея степи Курмангазы. А к 450-летнему юбилею Астрахани наши казахстанские друзья сделали щедрый подарок, и на новой площади Дружбы народов на полном скаку на своем верном скакуне приземлился с домброй в руке Курмангазы в бронзе. Это первый конный памятник в Астрахани. Но будем помнить, что четверть века назад школьный учитель Хайдар Ирмуратов сделал первую литературную попытку показать «сложную, трудную и интересную жизнь классика казахской музыкальной культуры, композитора-самородка Курмангазы Сагырбаева». Русский писатель Сергей Калашников в своей рецензии на «Чародея», опубликованной в астраханской газете «Волга» 3 июля 1976 года, особо подчеркивал, что «Ирмуратов пытается проникнуть в творческие тайны степного певца, воссоздать зримые картины, вызвавшие в душе домбриста его проникновенные мелодии. Рождение многих напевов показано в реальной обстановке, проведено через события, настроение героя». С этим нельзя не согласиться. Только хочется добавить, что автор «Чародея» из той редкой породы просветителей, свет от которых, как свет от далекой звезды, долго еще будет светить всем нам.
Чародей. © Хайдар Ирмуратов. Книга переиздана по инициативе Астраханского общества казахской культуры и языка «Жолдастык». Нина КУЛИКОВА (ТОРОПИЦЫНА), заслуженный работник культуры России, лауреат губернаторской премии Курмангазы Хайдар Ирмуратов "Чародей". Повесть о Курмангазы Сагырбаеве можно скачать на сайте http://astinform.ru/ |
Источник: http://vetert.ru/ |