В Астраханском крае представлены все три мировые религии: христианство, православие, протестантизм, католичество, ислам(суннизм, шиизм) и разновидности буддизма, ламаизма. В течение всего существования села Кочковатка в нем жили люди разных религий. Невозможно представить, сколько здесь живет потомков кочевых народов. У кочевников была языческая вера. Они верили в существование различных богов, в загробный мир. Поэтому археологи находили погребения людей с имуществом. (Например, возле с. Сасыколи, пос. Бугор) В связи с нашествием половцев (кипчаков) появились мужские каменные изваяния над могилами. Кипчаки поклонялись этим идолам. В вероисповеданиях хазар прослеживаются все формы религии. Они поклонялись языческим богам, в 8 веке дали согласие на ислам. Правящая верхушка исповедовала иудейскую религию, часть ее- христианскую религию. В столице Хазарии, Итиль, стояли синагоги, мечети, христианские храмы. Монголы на заре своей истории были язычниками. Этим объясняется их веротерпимость. Они считали необходимым считаться с чужими божествами даже в завоеванных странах. Даже вводили определенные льготы для священнослужителей. Монголы верили в Бога-творца, но поклонялись и воде, и земле, и огню, и солнцу. Имели множество духовных покровителей, изображения которых помещали в юртах. Но часть их стала исповедовать христианство, буддизм, ислам. В 1279 году монголы дают русской церкви ярлык, освободив ее от дани и объявив ее неприкосновенной. Хан Узбек ввел ислам в ранг государственной политики, вырезал всех идейных противников. Ислам был внедрен в городах. После распада Золотой Орды монголы смешались и растворились в других народах. К казахам религия ислама пришла поздно- в период русского владычества под влиянием татарских мулл и мечетей. В народе долгое время сохранялась вера в духов –покорителей предков и степных. На казахское население оказывали влияние мужчины-шаманы, которые пользовались ритуальным смысловым инструментом «кобыз». Со временем шаманство ушло в прошлое, и «кобыз» ушел в прошлое, на смену ему пришел другой инструмент- «добра», который стал национальным. В селе Кочковатка долгое время жил мулла Ади-ака. Его отец был в селе Уштаган Казахстана священником, муллой, учил детей, в том числе и своего сына арабскому, турецкому, читать Коран, священную книгу мусульман. В жизни Ади Хасанову приходилось быть и военруком, финансовым агентом, зоотехником, управляющим фермой. Прошел фронтовой путь в годы Великой Отечественной войны. В 1955 году приехал в Чапчачи. Потом поселился в село Кочковатка. в г. Харабали для мусульман построена мечеть. К имаму Али –Хазрату обращаются, когда в доме появляется новорожденный или покойник, когда нужна помощь, или когда надо соблюсти тот или иной обряд или обычай. Много обрядов, обычаев есть у мусульман. Как имя дат ребенку В селе Кочковатка в настоящее время в основном живут люди двух национальностей: русские и казахи, двух религий: православные христиане и мусульмане. Церкви, монастыри сыграли в свое время большую роль в освоении края. Села, образовавшиеся здесь, сначала в большинстве своем были русскими. Все они свято верили в Христа, в единого бога. Со строительством церкви приобретало любой населенный пункт статус села. Церковь в селе была мерилом богатства, благополучия и надежности. В каждом доме в углу помещалась икона. В образовавшихся селах люди строили церкви. Тяжело приходилось людям в те давние времена, они находили успокоение своей души в храме. Да и в большинстве своем были глубоко верующими людьми. Вся жизнь была связана с церковью. Здесь крестили детей, венчались новобрачные, причащались, отпевали умерших. Все от мала до велика ходили в церковь по воскресеньям, по праздникам, жертвовали свои сбережения. Позже здесь поселились люди других национальностей, других религий. Они всегда между собой ладили. Храм в селе Кочковатка был построен в 1877 году с деревянной обнесенной оградой на каменных столбах. Она была построена на средства сельчан. Позже была сделана другая, по рассказам старожилов, очень красивая ограда с рисунками, узорчатые ворота. Церковь строилась на средства сельчан. Знаменательным событием в жизни села было посещение 30.05.1907г. Казанской церкви епископом Астраханским Георгием. На встречу вышло все село. Народ устлал дорогу к храму свежескошенной травой, по которой с пением молитв шествовала процессия во главе с епископом. На Пасху священник ездил на подводе по улице. Люди уже ждали у ворот, чтобы освятить яйца, куличи. На Крещение со знаменем ходили на озеро Кордонное, в котором делали прорубь в виде креста. Батюшка опускал крест, освящал воду. После этого люди брали воду в течении дня. На Троицу в 1 день На второй день плели венки и топили их в воде, пели песни. Потом приходили домой, делали яичницу и ели. На третий день- обливались водой. На Масленицу запрягали лошадей, ездили на ярмарку. На Рождество ходили толпами колядовать В годы 1 Мировой войны для подъема духовных патриотических сил устраивались богослужения и крестные ходы. Но в то время, когда пришла Советская власть, отношение к церкви поменялось. В 1919 году начались массовые репрессии против духовенства и верующих прихожан в Астраханском крае. Фабриковались чекистами "дела” на священников. Их выселяли, расстреливали. В селе Кочковатка в 1919 году был расстрелян священник во дворе церкви. Здесь же и был похоронен. В это время был расстрелян о. Алексей Шмелев в селе Михайловка. В 1922 году началось массовое изъятие церковного имущества. В 1930 году – массовое разрушение храмов. В 1928 году начались кампания по сносу православных храмов. В1929 -репрессии в селах против православного духовенства в связи с наступившей коллективизацией, в 1933 году - новые волны репрессий против сельского духовенства.
В 1937- 1938 годах- массовые репрессии против духовенства в Астрахани и селах. В 1936 году был сброшен колокол с церкви Казанской Божьей Матери в селе Кочковатка. Старожилы рассказывают, что "сердце кровью обливалось”, когда власти совершали такой вандализм. Человека, который был в то время был председателем называют "антихристом”, "христопродавцем”. Люди боялись вмешиваться. Когда начинали сбрасывать колокола, кто смог, забрали иконы из церкви. В1942 году в здании церкви размещались солдаты. В годы войны и позже здание церкви использовали под зерносклад. В 1950- е годы было отдано под сельский клуб, который размещался до 1972 года. До 1980-х годов размещался колхозный склад, где хранилась постель и другие принадлежности для лагерей труда и отдыха и студенческих отрядов. Здание церкви было продано Сасыкольскому сельпо под магазин "Хозтовары”, который работал до 1990 года. Со второй половины 1980-х годов стали возрождаться религиозные объединения, начался процесс возвращения культовых зданий, сооружений и церковного имущества. Возрос интерес к православию, к его традициям, обрядам.
В декабре 1990 года в селе Кочковатка состоялся сельский сход о решении вопроса об открытии церкви, о возврате церковно-приходской общине ранее принадлежащих строений русской православной церкви. Верующие граждане православного вероисповедания села Кочковатка обратились в местный сельский совет, исполнительный комитет Харабалинского районного Совета народных депутатов с заявлением, содержащим просьбу об открытии церкви в селе. После решения исполнительного комитета областного исполкома с подписью А П Гужвина были переданы строения и постройки, ранее принадлежащих русской православной церкви. Первое Богослужение прошло под открытым небом 21 июля 1991 года в празднование Казанской иконы Божьей Матери. Храм села Кочковатка имеет название в честь этой иконы. Богослужение совершал протоирей Вячеслав (Гришин), ныне священник Астраханской Епархии, в сослужении диакона Владимира (Кренчина), уроженца села Сасыколи, а ныне настоятеля церкви Петра и Павла в г. Астрахани и маленького помощника 11 –летнего мальчика Василия (Юреня). На плечи священника Вячеслава (Гришина) выпала нелегкая ноша быть настоятелем и пастором одновременно в двух церквях: г. Харабали и с. Кочковатка. Именно его стараниями в короткий срок здание магазина превратилось в «Дом Божий»- Храм. По его благословению были написаны иконы на иконостасе и царские врата. Его руками был сделан весь иконостас, престол и многое другое. Протоирей Вячеслав настоятельствовал с 21 июля 1991 года по март 1992 года. С апреля 1992 года по февраль 1993 года в селе Кочковатка и одновременно г. Харабали настоятелем церкви был иерей Валерий (Кузнецов). С февраля 1993 года по май 1994 года- протоирей Петр (мельников), ныне настоятель Храма с. Отрадное Астраханской области. С мая 1994 по январь 2003 года- иерей Анатолий (Дементьев). Отец много сделал для церкви. Изменился внешний вид церкви. Он перекрыл крышу и установил купола. Был построен придел с левой стороны храма, предназначенный как престольня. Со временем с лицевой и правой сторон храма поднялся колоннадой столбов забор из красного кирпича. Был сделан пристрой к сторожке. По болезни отцу Анатолию пришел оставить службу. В январе 2003 года в Кочковатский храм был назначен молодой священник иерей Василий (Юреня). «Будучи маленьким мальчиком, я – Василий (Юреня), принял активное участие в открытии трех храмов: Свято-Вознесенского храма в г. Харабали, Храма Казанской Божьей Матери с. Кочковатка и Храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Селитренное. По божьему промыслу в каждом из них был и алтарником, и псаломщиком (регентом хора), а впоследствии прослужил в них и как священник» Отцом Василием проводится большая работа по оформлению церкви, по строительству, ремонту. В храме, сторожке переделано отопление, отремонтирован потолок в храме, подтянута лопнувшая балка под куполом, открыт изнутри купол и соединен с храмом, повешены паникадилы ( люстры), написаны большие иконы в алтаре и на иконостасе, закрыты два пролета витрины, оставшейся от магазина и многое другое. «Этот своео6разный храм трудно поддается какой-либо архитектурной классификации. Некоторая хаотич¬ность в планировке и довольно не¬привычные пропорции в соотноше¬нии размеров куполов и маковок наводят на мысли, что сельские умель¬цы по скудости средств, как могли, без особых научных расчетов соорудили купола. Видимо, их более всего интересовало его функциональное назначение», - было написано о Кочковатском храме в издании «Астрахань. Новое время» за 2001г. (№3-4-с. 18) Материал собран Вечкитовой Е. Д. , заведующей Кочковатской сельской библиотекой.
Горбунов Василий Карпович (1882 – после 1934) Окончил Духовную Семинарию. Служил священником в с.Кочковатка Харабалинского р-на Астраханской обл. Осужден 01.02.1934 тройкой при ПП ОГПУ Нижне-Волжского края по обвинению в антисоветской агитации. Приговор – 3 года лишения свободы. Дальнейшая судьба неизвестна. Источники: База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.:Звенья, 2004. /// Из тьмы забвения: Книга памяти жертв политических репрессий: 1918-1954. Астрахань. ИПК "Волга". Т.1-2. 2000-2003. Церковнослужители|Генеалогия Горбуновых -gorbunov.web-box.ru › all-gorbunovs/memory/church
|